[ ™Раритетъ ]

г. Москва
Рождественский бульвар, дом 9, строение 1, помещение 2

Отдел корпоративных продаж:
☏ +7 495 763-11-42
☏ +7 919 430-99-97

магазин:
☏ +7 495 128-29-60

Меню

Ораниенбаум

 

В 1711 году князь Александр Данилович Меншиков, ближайший сподвижник и фаворит Петра І, начал строительство Большого дворца на землях, подаренных ему императором. Планы были грандиозны - загородная резиденция, задуманная Меншиковым, по роскоши убранства и богатству интерьеров могла сравниться только с Петергофом – детищем самого Петра І. Усадьбу назвали Ораниенбаумом – «померанцевое дерево» - по легенде в 1704 году на территории будущей резиденции нашли оранжерею с дикими апельсиновыми саженцами. Петру І слово «Ораниенбаум» пришлось по вкусу, и вопрос о названии был решен.

Строительные работы продолжались до 1727 года. 3 сентября 1727 года была торжественно освещена дворцовая церковь. Однако светлейший князь не успел в полной мере порадоваться этому событию – всего через несколько дней Меншиков был арестован.

После опалы Меншикова усадьба перешла во владение Канцелярии от строений, а затем Адмиралтейской коллегии, где по приказу императрицы Анны Иоановны был организован госпиталь. С 1743 года Ораниенбаум принадлежал наследнику престола, князю Петру Федоровичу (будущему императору Петру ІІІ). В этот период был построен восточный служебный флигель дворца, на территории Верхнего парка сооружена «потешная» крепость Петерштадт, проведена реконструкция Нижнего сада. В годы правления Екатерины ІІ в Ораниенбауме в Верхнем парке построили целый ансамбль, получивший название Собственная дача, – единственный на сегодня образец в России стиля рококо, спроектированный архитектором Антонио Ринальди. С 1796 года Ораниенбаум перешел будущему императору Александру І, а с 1831 года – его брату великому князю Михаилу Павловичу. Последние владельцы Ораниенбаума перед революцией 1917 года – герцоги Макленбург-Стрелицкие. В настоящее время дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум превращен в государственный музей-заповедник, в который входят дворец Меншикова, Китайский дворец, дворец Петра ІІІ. Композиционную целостность дополняют Нижний парк и Катальная горка. У Китайского дворца расположен Верхний парк.

Еще с 2003 года Санкт-Петербургский институт ОАО «НИИ Спецпроектреставрация» разрабатывал и осуществлял комплексный проект реставрации всего ансамбля. Усилия мастеров, в том числе архитекторов В.Д. Голуб и Ю.Е. Океановой, были направлены на максимальное сохранение главной ценности Ораниенбаумского дворцово-паркового ансамбля – его подлинности. Реставрационные работы длились более 15 лет. Результатом стало уникальное сочетание принципа консервации сохранившихся исторических фрагментов и воссоздания утраченных элементов памятника.

Большой (Меншиковский) дворец - старейшее сооружение Ораниенбаума. Прекрасный пример петровского барокко, сохранивший до нашего времени архитектурное единство и стиль, - это истинный объект культурного достояния России.

Для строительства резиденции Светлейший князь Меншиков пригласил лучших архитекторов – проект начал Франческо Фонтана, в 1713 году его сменил Иоганн Готфрид Шейден; в работе над дворцом Меншикова также принимали участие Иоганн Фридрих Браунштейн, Андреас Шлютер, Николя Пино. Ансамбль дворца дополнялся Нижним садом с тремя фонтанами; к северной границе Нижнего сада подходил морской канал, связывающий усадьбу с Финским заливом. Сам дворец строился поэтапно – сперва двухэтажный центральный корпус здания, позже – боковые павильоны, которыми заканчиваются одноэтажные галереи, развернутые дугой.

Справа от центрального входа Большого Меншиковского дворца – Японский павильон. Изначально этот павильон называли Восточным. По указанию Великого князя Петра Федоровича внутри поместили уникальную коллекцию фарфора - японский, китайский, саксонский фарфор заполнял практически все пространство стен. Отсюда еще одно название павильона -  «Фарфоровая башня».

Слева от центрального входа – симметрично Японскому павильону – расположен Церковный павильон Дворца. В павильоне размещалась Дворцовая Церковь имени святого Пантелеймона. В самой церкви хранились частички мощей святого Пантелеймона. Именно день освящения церкви – 3 сентября 1727 года - считается датой завершения строительных работ в Большом Меншиковском дворце. Внутреннее убранство дворцового храма было создано по проекту художника Ивана Яковлевича Вишнякова и архитектора Ивана Петровича Зарудного. Центральную часть церкви занимал роскошный иконостас с резными колоннами, украшенный серебром и позолотой. Оригинальный иконостас работы мастерской Зарудного был разобран в 1934 году, а в годы Великой Отечественной войны безвозвратно утерян – демонтированный иконостас сгорел вместе с другими реликвиями петровского времени при отступлении немцев.

Восстановление утраченного иконостаса стало одной из основных задач комплексной реставрации Церковного павильона. Перед мастерами было поставлено невероятное по сложности и масштабности задание – необходимо было понять, как выглядел иконостас, какие живописные полотна украшали его, определить технику живописного письма XVIII века, найти аутентичные материалы, чтобы максимально приблизиться к оригинальной идее мастера Зарудного.

Воссоздание проводили на основании найденных в архивах фотографий, сделанных до 1934 года. Живопись восстанавливали, изучая гравюры и полотна западноевропейских художников XVIII века. Кроме того, реставраторы стремились законсервировать и сохранить максимум подлинных деталей, обнаруженных в процессе проведения работ.

Финальным штрихом реставрации стало золочение элементов роскошного иконостаса. Именно золочение – вместо оригинального серебра мастера-позолотчики применили белое золото. Позолотные работы проводили специалисты ООО «РСК «Возрождение». Мастера-позолотчики применили сусальное золото торговой марки «Раритетъ» классического желтого и белого цветов.

Реставратор-позолотчик Галина Доля, участвовавшая в проведении позолотных работ, объяснила такую концепцию: «Оригинальный иконостас, созданный Иваном Зарудным, был покрыт сусальным золотом и серебром. Однако, когда мы дошли в процессе работ до этапа золочения, выбор был сделан в пользу белого золота – вместо первоначально запланированного серебра. Это связано с природой самого серебра – известно, что оно со временем окисляется, может потемнеть – даже, если серебряный слой покрыт защитными лаками. А вот сусальное золото белого цвета способно сохранять блеск и вот такую благородную яркость покрытия в течение очень многих лет. И таким образом вся поверхность этого иконостаса – и элементы, позолоченные желтым золотом, и основная часть, покрытая белым золотом, – будет устойчива к любым воздействиям и прослужит не один десяток лет».

Масштаб реставрационных работ, осуществленных в Церковном павильоне Большого Меншиковского дворца, действительно впечатляет. В проекте были задействованы лучшие специалисты страны – историки, живописцы, архитекторы, реставраторы, позолотчики. Роскошный облик дворца, помпезность интерьеров, декорированных сусальным золотом, росписью, мрамором вызывали восхищение еще у современников Светлейшего князя Меншикова. Тем радостнее осознавать, что это сокровище русского барокко XVIII века сохранено и открыто в наше время для миллионов посетителей со всего мира.

 

 

 

 

 

 

 

*фотоматериалы взяты с сайта Государственного музея-заповедника Петергоф https://peterhofmuseum.ru/

** в статье использовались материалы http://ostankino-museum.ru/museum/kollegam/materialy-nauchnykh-konferentsiy/doklady/golub-okeanova.php (В.Д. Голуб, Ю.Е. Океанова «Опыт применения консервационного метода при реставрации интерьера памятника XVIII-го века – Церковного павильона Большого Меншиковского дворца в государственном музее-заповеднике «Ораниенбаум», а также информация из открытых источников