Пантелеймоновский мост и архитектурный ансамбль «Трехмостье» в Санкт-Петербурге
Мосты Санкт-Петербурга - неотъемлемый штрих романтического образа города. Расположенный на больших и малых островах, рассекаемый реками и каналами, Петербург просто не мог бы существовать без мостов. Прекрасные образцы мостового зодчества стали символами Санкт-Петербурга.
К концу 2017 года были завершены реставрационные работы по восстановлению внешнего облика Пантелеймоновского моста и архитектурного ансамбля «Трехмостье», состоящего из Мало-Конюшенного, Театрального и Ложного мостов.
Пантелеймоновский мост, расположенный в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет остров Летний сад и Безымянный остров через реку Фонтанку. Это один из самых красивых и интересных в архитектурном отношении мостов города.
Исторически через Фонтанку работал лодочный перевоз; в 1725-1726 гг мастером Харманом ван Болесом был построен деревянный мост-акведук. В 1748-1749 гг его заменили на новый акведук по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, который просуществовал до наводнения 1777 года. В 1823 году началось масштабное строительство цепного моста – по проекту Вильгельма фон Треттера. Работами руководил инженер-майор Василий Андреевич Христианович. Мост был открыт 4 ноября 1824 года.
Тот Пантелеймоновский мост представлял собой выдающееся инженерное сооружение: это был первый в России висячий мост, предназначенный для проезда экипажей. Опоры моста были наиболее ярко декорированными элементами конструкции. Порталы состояли из высоких чугунных колонн, увенчанных антаблементом, типичным для древнеегипетской архитектуры, и ажурных ребер в виде контрфорсов для придания устойчивости и жесткости всей висячей системе. Наряду с характерными чертами, присущими архитектуре древнего Египта, в декоре моста были черты, типичные для русской классики: это золоченые розетки, прикрывающие стыки звеньев цепей, маски львов, через пасти которых пропущены главные цепи, фонари на цепях, провисающие в порталах арки. Чугунные и железные части моста были покрашены черной краской и покрыты лаком, а детали украшений позолочены.
К началу XX века, с появлением первых автомобилей, интенсивность движения возросла, пропускная способность моста оказалась недостаточной. Проект нового моста был разработан инженером Анджеем Павловичем Пшеницким и предполагал замену цепной конструкции. Мост был открыт в 1908 году. Чтобы он органично вошёл в окружающий ансамбль, архитектор Лев Александрович Ильин, разрабатывавший проект архитектурного оформления, использовал те же декоративные элементы, что и в отделке соседних Первого и Второго Инженерных мостов, а также решётки Летнего сада со стороны реки Мойки. Пантелеймоновский мост получился одним из самых роскошных по своему художественному оформлению.
В советский период реставрация моста проводилась неоднократно – детали покрывались золотом, восстанавливались утраченные торшеры. Капитальный ремонт конструкции моста проводился уже в современной России – в 2001-2002 году.
2017 год стал знаковым для Пантелеймоновского моста – в этот период СПб ГБУ «Мостотрест» выступил заказчиком работ по обновлению художественного оформления моста. Выполнение работ было доверено генеральному подрядчику – ООО «СтройИнвест». С Пантелеймоновского моста было демонтировано максимально возможное количество элементов для проведения работ в условиях реставрационных мастерских. Сусальным золотом были покрыты императорские орлы, рукоятки мечей, острие стрел – мосту возвратили прежний блеск и величие, заложенные архитекторами.
Архитектурный ансамбль «Трехмостье» - представляет собой мостовую композицию, соединяющую три острова: Спасский, 1-й Адмиралтейский и Казанский. В одной точке сходятся три великолепных моста – Мало-Конюшенный, Театральный и Ложный (пешеходный). Уникальный ансамбль не имеет аналогов в мире!
Изначально два основных моста Трехмостья были деревянными. Театральный мост получил свое название в честь старого театра на Большом лугу (Марсово поле). Второй мост – Мало-Конюшенный – назван так из-за находившихся поблизости Главных императорских конюшен. Примечательно, что долгое время – с 1849 по 1872 года – оба моста носили общее название – Театральный.
К началу XIX века деревянные конструкции мостов было решено заменить на каменные, было разработано несколько проектов, но реальная перестройка датируется лишь 8 января 1832 года. Работы по проекту Егора Андреевича Адама и под руководством Вильгельма фон Треттера курировал сам губернатор Санкт-Петербурга. В конечном итоге оба моста стали однопролетными, чугунные своды составляли тюбинги.
Третий мост архитектурного ансамбля «Трехмостье» - сухопутный мост-дамба между двумя реками, носящий название Пешеходный. С конца XX века его стали называть Ложным или Фальш-мостом.
Декоративное оформление всех трех мостов выдержано в едином стиле позднего классицизма. В декоре доминируют элементы растительного орнамента. Навершия пик решетки ограды выполнены в виде пальметт, по форме напоминающих нераспустившиеся бутоны. В центре каждого звена решетки расположены эгиды (символы покровительства богов): месяц и маска Медузы Горгоны, окруженные пальмовыми листьями и ветвями. Отдельные детали декора покрыты сусальным золотом. Освещение ансамбля выполнено оригинальными, очень характерными позолоченными фонарями с круглыми светильниками.
При проведении восстановительно-реставрационных работ Трехмостья в 2017 году специалисты ООО «СтройИнвест», проводившие весь комплекс мероприятий, приняли решение не демонтировать отдельные детали, а проводить реставрацию прямо на объекте, чтобы максимально сберечь целостность исторического наследия.
Общий комплекс реставрационных работ на Пантелеймоновском мосту и Трехмостье занял полгода и включал в общей сложности 20 технологически разных ремонтно-реставрационных процессов по очистке и окраске металлоконструкций, золочению декоративных деталей, исправлению дефектов гранитных элементов. Золочение проводили сусальным золотом российского производителя – ООО «НПП «Раритетъ». Мастера-позолотчики предпочли сусальное золото классического желтого цвета.
Ввиду того, что мосты являются объектами культурного наследия федерального и регионального значения, все работы производились по методикам, согласованным КГИОП и под контролем его специалистов.